суббота, 8 сентября 2012 г.

Обзор по технике монотипии

  Дублирую обзор, который написала для блога "Время идей".
Добавила пару крошечных дополнений.
Основная часть текста и фотографий под катом.

Я за последнее время собрала довольно много информации о технике монотипии, попробовала почти все, что можно воспроизвести и решила поделиться этим с вами. Это не мастер-класс, ничего нового я не придумала, техники существуют много веков, я лишь частично адаптировала их под применение в домашних условиях и сделала несколько примеров, как можно использовать в скрапбукинге.
Монотипия как искусство появилась в XVII в благодаря Джованни Кастильоне. Её применял в своих работах, например, Эдгар Дега (все помнят его балерин?).
"Хореограф". Около 1876 г. Монотипия. Национальная галерея искусств, Вашингтон, собрание Розенвальда.


 В современном искусстве очень интересные работы у  Арины Даур. Она, кстати, и мастер-классы проводит, можно на ее сайте все поподробнее узнать.


Существует по меньшей мере шесть способов монотипирования, мы рассмотрим несколько.
Списки материалов будут не очень четкими, в процессе постараюсь давать пояснения.


Первый способ. Фрактальная монотипия. Самый простой и распространенный.
Материалы:
1. Бумага
2. Краски (акварель, гуашь, акрил, темпера, тушь, чернила и любые другие)
3. Кисть
4. Гладкая поверхность (в идеале стекло)
5. Вода
6. Бумажные полотенца или салфетки


Наносим краску на стекло:


 Прикладываем бумагу, убираем, любуемся результатом:


 Результат будет зависеть от многих факторов: качество бумаги, степень разведения краски, увлажненность бумаги, а также от того, как вы будете бумагу снимать. Можно делать это со сдвигом, поворотом, прикладывать один лист несколько раз под разными углами. Я сделала несколько примеров.
1. Акварельная бумага, предварительно увлажненная, акварель
2. Акварельная бумага сухая, акварель
3. Акварельная бумага, предварительно увлажненная, акрил
4. Бумага для черчения ГОЗНАК, акрил, три отпечатка под разными углами
5. Акварельная бумага сухая, акрил
6. Акварельная бумага сухая, чернила для перьевой ручки


Можно оставить, как есть и использовать, например, для фона, но мне нравится дорабатывать отпечаток прорисовкой, например, так:


Примеры готовых работ:
Акварельная бумага сухая, акварель:


Акварельная бумага сухая, акрил:


Второй способ. "Карандашная" монотипия.
Материалы:
1. Бумага для черчения
2. Бумага для принтера
2. Краски масляные
3. Мастихин (необязательно, просто им удобно работать с маслом)
4. Гладкая поверхность. По технологии необходима металлическая пластина, я использовала то же стекло.
5. Валик для краски (велюровый или паролоновый)
6. Печатный станок (если вдруг он у вас есть) или прижимной валик (можно приобрести в строительной магазине, применяют при приклеивании обоев)
7. Бумажные полотенца или салфетки


Равномерно накатываем валиком краску на стекло, не нужно стараться делать слишком толстый слой:


Кладем бумагу, не прижимаем! Держа руку на весу, наносим изображение ручкой или карандашом, ручка дает более четкий контур. Там, где нужны тени, продавливаем пальцами. Рисунок можно нарисовать заранее: или тонкой линией на бумаге, или на кальке и затем продавливать через нее. Учитывайте, что изображение в итоге будет зеркальным! Для того, чтобы масло из краски не перешло на работу, необходимо или слегка увлажнить бумагу, которой вы будете снимать отпечаток, или заранее выложить краску на гигроскопичную поверхность: салфетку, газету.


Аккуратно снимаем бумагу. Получаем позитивный отпечаток:


Далее попробуем получить негативный.
Для этого на стекло кладем новый лист бумаги, здесь лучше использовать бумагу потоньше, приличный результат получается с обычной офисной, с более плотной бумагой отпечаток будет совсем слабым.


 Затем подразумевается пропустить это через типографский станок, для этого и нужна металлическая пластина. Но его найти довольно сложно, поэтому с силой прокатываем прижимным валиком:


 Снимаем:


По моим ощущениям, результат напоминает что-то между отштамповкой и гравюрой.
Как-нибудь гравюру тоже сделаю и покажу:)
Готовый рисунок-отпечаток маслом сохнет около суток!
Пример готовой работы:


Третий способ. Монотипия на воде или аквамонотипия.
 Это не совсем, конечно, монотипия, но тоже получение отпечатка. Произошла от древнего турецкого искусства эбру. Суть в том, чтобы использовать краску, которая бы и не растворялась, и не тонула. В эбру применяют краски (бойалар) на основе растения гевен и природных пигментов. На этом сайте можно поподробнее почитать.
Примеры эбру:

 

В домашних условиях можно приготовить растворы масляной краски на скипидаре. Я этого не делала. А взяла лак для ногтей.
Материалы:
1. Емкость с водой. Желательно, чтобы она была прямоугольной или квадратной формы.
2. Лак для ногтей
3. Бумага (лучше плотная)
4. Одноразовые шпажки или зубочистки


ВНИМАНИЕ! Большая площадь испарения пахучего вещества! Работать в хорошо проветриваемом помещении в отсутствии детей!

Капаем лак на поверхность воды:


Аккуратно проводим деревянной палочкой по каплям. Если вы когда-нибудь занимались нейл-артом, самое время вспомнить приемы.


Накладываем бумагу на поверхность воды и сразу убираем - одним движением!
Получается примерно так:


В этом способе главное все делать достаточно быстро. Бумага должна примерно совпадать по форме и размерам с емкостью, поэтому проще взять квадратную или прямоугольную форму, чем вырезать кружочки:) Первые капли расходятся по всей поверхности, образуя пленку, если кусок бумаги будет намного меньше по размеру, свободная часть этой пленки повиснет на крае некрасивым комком.
Можно вместо бумаги взять пленку, тогда получится что-то вроде оверлея.
Существуют также специальные краски для марморирования, ими можно обрабатывать предметы: рамки, шкатулки и т.д.
Пример готовой работы. Вишня справа - лак на пленке.


Надеюсь, что-то из этого окажется для вас полезным. Если возникнут вопросы, с удовольствием отвечу!

5 комментариев:

  1. Танюш, очень понравилась твоя статья. спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Я рада! Вдруг что-нибудь попробуешь из этого)

    ОтветитьУдалить
  3. Вот это обзор!! Я про первый способ слышала, но не знала что это какая
    -то конкретная техника. Думала что просто способ создания фона:-)))) а последнее мрамирование напоминает.. . Или это оно и есть?
    Очень полезный и можно даже сказать феноменальный обзор!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Художники в этой технике такую красоту творят, ради интереса можно погуглить)
      Для марморирования есть специальные краски, а это так, доморощенный аналог:)

      Удалить